Уведомления
Очистить все

А-1-1-4-5 (Цели и методы нанесения изображений)

 

bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  
 
А-1-1-4-5 (Цели и методы
нанесения обскими уграми на тело изображений (татуировок)
на основании данных этнографических источников)
 
 
Авторы: bestiarys & Gustav917
 

Представленные в данном исследовании изображения имеют нанесенные защитные знаки. Это сделано с целью предотвращения их использования вне связи с иными графическими и текстовыми материалами версии Слезы Вишеры, что может повлечь за собой искажение их смысла. Авторы считают, что статус этих материалов в составе версии целиком должен быть определен как "общественное достояние"*, а отдельные материалы исследования должны рассматриваться и цитироваться только в общем контексте с указанием ссылки на данный источник.

* Статья 1282 ГК РФ. Переход произведения в общественное достояние
п 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

ПОЛОЖЕНИЕ, ВЫНОСИМОЕ НА ЗАЩИТУ:

11. Авторы исследования, опираясь на мнение авторитетных этнографических источников, полагают, что изображения на кожу С.А.Золотарева было нанесено способом, традиционным для обских угров. Этот способ заключался в том, что само нанесение изображений представляло собой действие сакрального характера, ставящее своей целью сакральное очищение и получение магической защиты. Нанесение изображений осуществлялось путем повреждении внешнего слоя эпидермиса и создании раневого канала металлическим инструментом (нож, игла и т.п.), который мог предварительно раскаляться в пламени, с последующим втиранием в полученное углубление красящего пигмента, связанного с огнем (черный порох, сажа и т.п.) и, по некоторым источникам, смешанного с жиром животного происхождения. В результате получался контрастный, устойчивый рисунок, который, согласно верованиями обских угров, обладал сакральным значением не только в силу своих собственных качеств, связанным с его содержанием и внешним выражением, но и в силу того, каким именно способом он был создан.

 

 

А-1 (С.А. Золотарев)

А-1-1 (Личность)

А-1-1 (Личность) _ раздел 1-1-4 (Рисунки на теле С.А. Золотарева)

А-1-1-4-5 (Цели и методы нанесения обскими уграми на тело изображений (татуировок) на основании данных этнографических источников)

 

А-1-1-4 (Рисунки на теле С.А. Золотарева)
Авторы версии считают необходимым заявить, что при изучении ими графических изображений на фотоизображении тела С.А. Золотарева, данные фотоизображения не подвергались никакой графической обработке, которая могла бы изменить графический (линейный) характер рисунка изображения. Прорисовка изображения осуществлялась только и исключительно в рамках выявленного графического контура.



А-1-1-4-Img-1

Авторы версии отталкиваются от базовой идеи, что одним из основных фактов, который может пролить свет на трагедию группы Дятлова, являются изображения, которые были нанесены на тела туристов, зафиксированные данными СМЭ на руке С.А. Золотарева (Акт исследования трупа Золотарева УД T1, Акт №2, лист 349-351; фото из морга) и ноге Г.А. Кривонищенко (фото из морга). Следовательно, изучение данных изображений, их атрибуция и прочтение / истолкование являются одним из основных источников, которые могут подтвердить или опровергнуть любую из предлагаемых версий.

Источники информации (на основании фотоматериалов hibinafiles.ourproject.org:

Акт исследования трупа Золотарева УД T.1, Акт №2, лист 349-351;

Фотографии трупа, сделанные в морге;

Фотоизображения с подтвержденной достоверностью на основании.

 

 

А-1-1-4-5 (Цели и методы нанесения обскими уграми на тело изображений (татуировок) на основании данных этнографических источников)

      Предмет исследования: Выявление целей нанесения знаковых изображений на кожу человека, используемых обскими уграми, а также традиционных способов создания таких изображений.

      Гипотеза: Нанесение изображений (татуировок) у обских угров отличалось выраженным своеобразием и уникальной техникой исполнения. Данные об этом приводятся во многих источниках, отличающихся высокой степенью достоверности. Так, в частности, о наличие татуированных изображений у обских угров в виде ярких линий и знаков упоминается с XVIII века в публикациях таких известных авторов как Г.И.Новицкий [Новицкий:1884] и С.П.Паллас [Паллас:1788]. Фигурируют они так же в этнографических исследованиях более позднего периода. О развитости этого искусства с середины XIX говорят многие известные путешественники, этнографы и краеведы, среди них Н. Сорокин [Сорокин:1873], В.Г.Павловский [Павловский:1907], И.Н.Глушков [Глушков:1900], Н.Г.Остроумов [Остроумов:1904], В.Н.Чернецов [Чернецов:1987], Руденко С.Н [Руденко:1929]. (см. А-1-1-4-5-Img-1 - А-1-1-4-5-Img-3). Исходя из представленных текстовых фрагментов видно, что искусство татуировки было хорошо разработано у обских угров и имело широкую практику применения, то есть не являлось редким и экзотическим, и использовалось как мужчинами, так и женщинами. Нанесение изображений традиционно осуществлялось путем повреждения внешнего слоя эпидермиса и создании раневого канала заостренным металлическим или костяным инструментом (нож, игла и т.п.), который мог, если позволяли физические характеристики материала, предварительно нагреваться в пламени, с последующим втиранием в полученное углубление контрастного красящего пигмента, связанного с огнем (черный порох или котловая сажа) и, по некоторым источникам, смешанного с жиром животного происхождения. В результате получался контрастный, устойчивый рисунок, который, согласно верованиями обских угров, обладал сакральным значением не только в силу своих собственных качеств, связанным с его содержанием и внешним выражением, но и в силу того, каким именно способом он был создан. 

Изображение: Материалы публикаций Руденко С.Н [Руденко:1929], С.П.Паллас [Паллас:1788], Н.Г.Остроумов [Остроумов:1904]. (Сканированные тексты)

 

 

А-1-1-4-5-Img-1

Изображение: Материалы публикаций В.Павловского [Павловский:1907], Г.И.Новицкого [Новицкий:1884], В.Н.Чернецова [Чернецов:1987]. (Сканированные тексты)

 

 

А-1-1-4-5-Img-2

Изображение: Материалы публикаций Н. Сорокина [Сорокин:1872], В.Н.Чернецова [Чернецов:1987]. (Сканированные тексты)

 

 

 А-1-1-4-5-Img-3

Необходимо заметить, что большинство исследователей упоминают о наличие и широком распространении данного явления в том числе у манси Верхней Лозьвы и Сосьвы, верховьев Вишеры, что территориально локализуется предельно близко к исследуемому региону, связанному с гибелью группы Дятлова в 1959 году. Широкое распространение практики нанесения изображений на тело у обских угров в целом или в иных зонах пространственной локализации отмечается и современными этнографами, такими как Т.А.Молданова [Молданова:1999] и Т.В.Волдина [Волдина:2016], [Волдина:2018].

Отличительной особенностью изображений, наносимых обскими уграми на кожу, является их ярко выраженный сакральный характер, который проявляется в том, что они воспринимаются как:

- магическая защита от злых сил или блокировка последних в зависимости от объекта нанесения;

- способ идентификации, обозначения статуса и принадлежности к роду;

- способ отождествления себя с духами-покровителями;

- способ введения в сакральный оборот;  

- способ сакрального очищения;

Об этом говорят, отмечая особенности изображений на теле обских угров, И.Н.Глушков [Глушков:1900, С.35] и Н.Г.Остроумов [Остроумов:1904], Н.Сорокин [Сорокин:1872]. Наносимые на тело изображения, по данным этих исследователей, имеют выраженные гендерные различия по сюжетам изображения, используемым знакам и восприятию выражаемого ими смысла в этническом сообществе. Если женщинами они наносились с целью создания привлекательного внешнего облика и в рамках лечебно-магической практики, воспринимаемой как получение магической защиты при помощи сакральных знаков и изображений, то татуировки мужчин были связаны прежде всего с обозначением своего социального статуса и связи с родом, семейными духами-покровителями, на которые женщины права не имели, в силу особенностей понимания обскими уграми их гендерных отличий и социального статуса в фертильном возрасте.

Т.В.Волдина в статье «Татуировка как лечебное средство обских угров» [Волдина:2016] обобщила существующий историко-этнографический и современный этнографический материал по нанесению изображений (татуировок), выявив те своеобразные элементы, которые отличают татуировки обских угров от остальных этнических татуировок. Выводы, полученные Т.В.Волдиной в публикациях, также хорошо соотносятся и с предметом изучения настоящего исследования, поскольку автор многократно отмечает в своей работе, что целебным воздействием обладает не физическая составляющая нанесения изображений, а изобразительно-знаковая, то есть знаки, символы, изображения, которые воспринимаются как магическая защита, и которые опосредуются технологией нанесения, то есть физическим воздействием на кожу, в результате которого и получается данный рисунок. Например, по данным Т.А.Молдановой, которые приводит Т.В.Волдина [Волдина:2016] знак «стрела», «конец стрелы», наносился в случае, если предполагалось, что болезнь вызвана магическим воздействием лиц, обладающих магическими способностями:

«Среди других защитных узоров – «конец стрелы», который этимологически возводится к сторожевым лукам. Этот знак татуировался как защита от насылания болезни лицами, обладающими магическими способностями, или стрел самого Хиня, а также от всех злых существ… . Охранительное значение имела татуировка в форме креста.» [Волдина:2016];

«Нанесение же татуировки в форме сакральных знаков и тамги также применялось в лечении, но чаще всего имело оберегающий от болезней характер.» [Волдина:2016].

Таким образом, основной целью нанесение изображений на кожу у обских угров, на основании данных Т.В.Волдиной и Т.А.Молдановой, было получение магической защиты. Эти данные также подтверждаются сведениями из других достоверных источников, которые приводились выше.

Магическими защитными качествами обладали знаки, включающие в себя универсальные сакральные знаки, знаки рода (катпосы) и иные изображения высокой сакральной значимости, имеющие распространение в обрядово-ритуальной практике обских угров и в иных сферах. Именно их наличие на коже, в виде рисунка, воспринималось как магическая защита силой, имеющей сверхестественное происхождение и могущей проявить иерофанию.

Т.В.Волдина подчеркивает, что:

"... татуировки с целью создания магической защиты или маркирующие родовую
принадлежность наносятся только в определенные места – обычно на nыльную сторону ладоней и прилегающую к ней часть предплечья.
" [Волдина:2016]
И.Н.Гемуев и А.А.Люцидарская [Гемуев:1990], обращают внимание также на то, что такое изображение как родовой знак (катпос, тамга) , который татуировался на руках у мужчин, также имел охранительное и сакральное значение, поскольку выступал в качестве знака бытия человека на земле, связи его с родовыми духами-покровителями и оберега в широком смысле слова.

Отличительная особенность мужских татуировок и применяемых на них сакральных знаков у обских угров выражается в том, что нанесенные изображения, прежде всего сакральные родовые знаки маркировали родовую принадлежность. Некоторыми авторами публикаций само название, обозначающее родовой знак «катпос» («кат» - рука, «пос» - знак, символ (манс.)), трактуется как «знак на руке» [Волдина:2016], то есть знак, обозначающий принадлежность и родовой статус, что в достаточной степени соответствует действительности и на основании иных этнографических данных, поскольку такие части руки, как предплечье и тыльная сторона кисти имели у обских угров особое смысловое значение. На это указывает в частности В.И. Сподина в статье «Некоторые аспекты традиционных представлений, связанных с рукой у обских угров и самодийцев: от обыденного к сакральному» [Сподина:2019], отмечая, отличие левой и правой руки в восприятии обских угров. Правая сторона при этом имела значение хорошей, положительной и чистой, а левая отрицательной, нечистой и опасной. Именно поэтому родовые знаки наносились на правую кисть и предплечье, даже в случае если человек был левшой.

Посредством места нанесения, левая сторона – правая сторона, маркировалась так же принадлежность к миру живых и мертвых [Сподина:2019]. Правая сторона означала мир живых, левая – мир по другую сторону смерти, мир мертвых:

«В отличие от самодийцев, по представлениям обских угров, душа усопшего всё делает только левой рукой…, чем объясняется обычай у некоторых групп хантов «класть правую руку умершего за пояс» … как «ненужную».» [Сподина:2019].

Изображения родовых знаков и / или иных сакральных знаков, служили обозначением их носителя, во много были идентичны его «знамени» [Гемуев:1990], то есть подписи. Само по себе присвоение / нанесение знака-носителя значения меняло статус его носителя, так на основании данных В.Н.Чернецова [Чернецов:1987], известно, что получение самостоятельного статуса мужчиной (выделение оленей, отделение своего хозяйства) сопровождалось и получением им своего собственного катпоса, отличного по графике от катпоса его отца.

Нанесение изображений на левую руку предполагало их адресацию к миру мёртвых и, следовательно, знаково-изобразительный ряд на левой руке, предполагал определение статуса его носителя в потустороннем мире, опасного самого по себе представляющего опасность в силу принадлежности к тёмной, опасной, невидимой стороне.

В силу высокого сакрального статуса изображений, наносимых на тело, инструменты и материалы, используемые для нанесения, также имели изначально высокий сакральный статус, выделяющий их из мира обыденных вещей. По данным этнографических исследований для нанесения татуированных изображений обскими уграми использовались:

  - костяные или металлические, прежде всего железные, инструменты;

  - орудия высокого сакрального статуса –нож и игла;

  - черный порох, как вещество, связанное с огнем;

  - сажа с внешних стенок котла, как вещество, связанное с огнем и объектом (котлом), имеющим высокий сакральный статус среди предметов повседневного быта в традиционном обществе;

  - челюсть щуки (тотемное животное);

  - огонь;

  - лед.

Всё перечисленное выше превращало процесс нанесения сакральных знаков в действие высокого сакрального статуса, возводя его с уровня обыденного процесса на уровень обрядово-ритуальной практики, предполагающей посредством него установление контакта с высшими силами, понуждающими их к проявлению иерофании и, следовательно, введении тела в сакральный оборот. Подобная практика также имела место и в отношении культово-ритуальных предметов, таких как обрядовые вещи, оружие, посуда, и вещей повседневного пользования, имеющий отношение к «мужскому» миру и высокий сакральный статус: тынзян, нож, охотничий пояс. Нанесение сакральных знаков, которые фиксируются у обских угров на этих вещах, а также практика их ритуального очищения, демонстрирующего их высокий надобыденный статус, позволяет предположить, что эти вещи вводились в сакральный оборот в том числе и посредством нанесения сакральных знаков, а процесс их нанесения был частью обрядового действия.

Исследователями описывается несколько возможных способов нанесения изображений (см. А-1-1-4-5-Img-1 – А-1-1-4-5-Img-4), которые. по всей видимости. существовали у обских угров одновременно. Их можно разделить следующим образом:

     по способу повреждения эпидермиса

  - нанесение сакральный знаков методом нанесения царапин и/или проколов эпидермиса иглой

  - нанесение порезов ножом

  - нанесение царапин и/или проколов зубами щуки (тотемное животное, описывается в случае лечебной практики)

      по способу подготовки орудия нанесения изображения

  - орудие, не подвергавшееся предварительному нагреву (нож, игла)

  - термически обработанное (горячее, раскаленное)

      по качественному составу тонирующего пигмента, наносимого в повреждения эпидермиса

  - сажа со стенок котла

  - черный порох

      по наличию связующего пигмента

  - сухой порошок (связующее отсутствует)

  - жир (специально введенное связующее)

  - жирная сажа со стенок котла (естественное связующее, интегрированное в пигмент)

Следовательно, в равной мере достоверными представляются описания способов создания изображений и посредством наколов, надрезов и рассечений поверхности эпидермиса холодным ножом / иглой и горячим инструментом. Причем последнее, выделяется некоторыми исследователями [Волдина:2016], [Глушков:1900] (см. А-1-1-4-5-Img-4) как уникальная технология, отличающая один из способов нанесения изображений у обских угров от аналогичных, применяемых соседствующими этническими группами.

Изображение: Материалы публикации И.Н. Глушкова «Чердынские вогулы» [Глушков:1900]. (Сканированный текст и изображения, полученные методом татуировки на руках информантов).

 

 

 А-1-1-4-5-Img-4

В случае применения данного метода Т.В. Волдина описывает его следующим образом:

"Прежде всего, обратим внимание на технику нанесения изображения на кожу у обских угров. Исследователи отмечают, что в отличие от других народов северной Азии, где татуировка чаще всего наносилась зачерненной сажей ниткой … ], протянутой под кожей, татуирование у хантов и манси выполнялось накаленной иглой по предварительно нанесенному сажей рисунку, а затем проводилось втирание в ранки сажи или других красящих веществ (например, пороха)." [Волдина:2016]

То есть, одним способов нанесения сакрального изображение было выжигание эпидермиса и его повреждения, связанные с действием высокой температуры. Поскольку огонь и его производные, такие как продукты горения (сажа, уголь, дым), горючие вещества (порох) являются у обских угров сакральными и, в силу этого, обладающими очищающими качествами, то процедура нанесения изображения с использованием огня, отождествлялась с сакральным действием очищающего и охранительного характера.

Вторым элементом, также обладающим очищающим действием, согласно представлениям обских угров, был железный инструмент (игла, нож). Его использование в обрядово-ритуальной практике отождествлялось, согласно данным И.Н.Гемуева, А.В.Бауло и А.Н. Сагалаева А.Н. [Гемуев:1986], [Бауло:2016], [Бауло:2017] В.Н.Чернецова [Чернецов:1987] с защитой и сакральным очищением в ходе ритуальных действий, выполнявшихся в том числе и раскаленным металлом, таких, например, как очищение паром.

Способы, связанные с воздействием холодного металла, (ножа, иглы) также восходят к понимаю его как силы, способной оказать защиту против сил потустороннего мира. Именно с этим связана обрядово-ритуальная практика почитания холодного оружия у обских угров и использование его одновременно в качестве жертвенного объекта. [Гемуев:1986], [Бауло:2016], [Бауло:2017].

Необходимо подчеркнуть. что исследователи отмечают равноценность способов нанесения изображения, из чего следует, что, по всей видимости, выбор способа нанесения сакральных знаков посредством татуировки у обских угров определялся, помимо прочего, еще и практической целесообразностью его применения в конкретной ситуации, допустимостью / необходимостью усложнения / упрощения технологического процесса, поскольку конечной целью был визуальный сакральный знак нанесенный с использование традиционных инструментов и материалов, при том, что процессуальность его нанесения, как следует из источников, вторична.

НАУЧНЫЕ И ИНЫЕ ДОСТОВЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

https://www.group1959.com/forum/библиография/библиография-текстовые-источники/#post-23

https://www.group1959.com/forum/библиография/библиография-электронные-ресурсы/#post-24

 


ОтветитьЦитата
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  

В публикации Попова С.А. Обрядовая деятельность манси [Обряды жизненного цикла] – ч.1 - 2010 упоминается, что в практике похоронного обряда манси наносились изображения, в частности, поперечные полосы на тело покойного с целью "представить" умершего в ином мире. Этнограф Попова С.А. сама манси и поэтому часть сообщаемых ею сведений уникальна, поскольку для посторонних сакральный мир обских угров закрыт.


Попова С.А. Обрядовая деятельность манси [Обряды жизненного цикла] – ч.1 - 2010

Данные этой монографии Поповой воспроизведены в публикации автора Орынганым Танатарова  в интернет-источнике Зачем манси раскрашивали мертвецов

 

 


ОтветитьЦитата