Уведомления
Очистить все

А-1-1-4 -ДМ-1 (Данные о наличии у обских угров знаково-символических способов фиксации информации)

5 Посты
1 Пользователи
1 Likes
749 Просмотры
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  
А-1-1-4-ДМ-1 (Данные о наличии у обских угров
знаково-символических способов фиксации информации)
 
 
Авторы: bestiarys & Gustav917
 

Представленные в данном исследовании изображения имеют нанесенные защитные знаки. Это сделано с целью предотвращения их использования вне связи с иными графическими и текстовыми материалами версии Слезы Вишеры, что может повлечь за собой искажение их смысла. Авторы считают, что статус этих материалов в составе версии целиком должен быть определен как "общественное достояние"*, а отдельные материалы исследования должны рассматриваться и цитироваться только в общем контексте с указанием ссылки на данный источник.

* Статья 1282 ГК РФ. Переход произведения в общественное достояние
п 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

 

«При общении с коренными жителями иногда приходилось слышать, что знаками у них раньше никто специально не интересовался, хотя до сих пор люди, живущие на стойбищах, в деревнях, владеют знаниями и вспоминают, где можно увидеть рисунки и что они означают. Вместе с тем нужно признать: со второй половины ХХ века культура охотничьих рисунков постепенно утрачивается, встречающиеся на деревьях знаки довольно старые. Обычай использовать родовые
знаки в качестве подписи исчез с распространением образования и, соответственно, грамотности – также во второй половине ХХ века.»

Матюков А.К. Пиктография у обских угров [история изучения] - Северный регион [Наука, образование, культура] - 1(27)

 

 Г.И. Новицкий в начале XVIII века писал:
«В (место же) заемных писаний (в кабалах) иногда принуждены знамением неким руку свою подписать. Тогда употребляют сего обыкновения, имеють знамения некая: или взоры на руцех, или на нозех, яже в различные виды и черты черностию сице изображають еще здетска руце или нозе или на персех иглою до крови избодше сажею с иными утварими тако крепко натирают, яко сотрется до кончины его не может. И сих употребляют знамения яже вместо подписания рукою своею черты своя выписуют и заемная утверждают писания.»
Новицкий Г.И. «Краткое описание о народе остяцком» Григория Новицкого // Колумбы земли Русской: Сборник документальных описаний об открытиях и изучении Сибири, Дальнего Востока и Севера в XVII–XVIII вв. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1989.

 

В середине XIX века финский ученый А. Алквист, изучавший культуру обских угров отмечает:
«О том, что у угров не существует собственной письменности, я уже упоминал ранее. Однако след ее имеется в «подписях», которые частично используются, чтобы пометить движимую собственность (редко), частично же для подписывания решений общих собраний»
Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. – Томск: ТГУ, 1999.

 

Очень интересный текст зафиксирован С.К.Паткановым, который собирал фольклорный материал хантов/остяков. В одном из текстов сказаний:
«На гладком песке, намытом соровыми волнами, она написала: «К многочисленным мужам самоедской стороны меня увезли, ломая мне руки, ломая мне ноги... »
Патканов С.К. Сочинения в 2-х т. – Т. 1. Остяцкая молитва. – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999.

 

В неопубликованных трудах Г.Ф.Миллера (вторая четверть XVIII века) содержится сообщение о стреле со знаками. Это сообщение приводится П.Н. Буцинским. приводит найденное Г.Ф. Миллером сообщение о стреле со знаками сделанное воеводой Степаном Волынским в 1609 году:
«а на стреле нарезано одиннадцать шайтанов и поперек шайтанов резано-ж, а железо терто…»
Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – Харьков:Типография Губернского Правления, 1889.

В 1935 году С.В. Бахрушин:


Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI–XVII веках. – Л.: Изд-во института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1935.

 

А.А. Дунин-Горкавич в Юганской волости отмечает практику использования деревянных брусков в качестве расписки:
«Обыкновенно, – пишет он, – на небольшом бруске делаются зарубки, число которых соответствует количеству взятых в заем предметов»
Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Этнографический очерк местных инородцев. В 3 т. – Т. 3. – М.: Либерея, 1996.

 

О практике использования таких брусков-бирок со знаками в 1880 году писал С. Соммье:
«Здесь, как в Лапландии, вместо письменных счетов используются деревянные бирки, на которых делаются зарубки по числу рублей, оленей или других предметов, принятых за денежную единицу, а также долг туземца. У торговца остается одна такая палочка, у туземца другая»
Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир / Пер. с ит. А.А. Переваловой. – Томск: Изд-во Томского университета, 2012.

 

«Особое внимание стоит обратить на так называемые «медвежьи палочки» (бирки). В этнографическом музее «Торум Маа» хранится экспонат – медвежья палочка, которая датируется второй половиной ХХ века и представляет собой деревянный брусок длиной 52 см, с четырьмя гранями 3 на 3,5 см. На четырех сторонах бруска вырезано 39 знаков. Этим в высшей степени интересным предметам до сих пор специального исследования не посвящалось, хотя подобные палочки редкостью не являются и хранятся в ряде музеев Тюменской области.»
Матюков А.К. Пиктография у обских угров [история изучения] - Северный регион [Наука, образование, культура] - 1(27)


   
Les_Abime reacted
ОтветитьЦитата
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  

Почему тюркские, и в частности орхонские, руны читаются только на якутском языке?

"Пись­мен­ность соз­да­ет­ся боль­шим го­су­дар­ст­вом для об­ще­ния с на­се­ле­ни­ем. Для не­боль­шо­го пле­мен­но­го объ­е­ди­не­ния жи­ву­ще­го на изо­ли­ро­ван­ной тер­ри­то­рии пись­мен­ность не нуж­на для об­ще­ния ме­ж­ду людь­ми. Этим и объ­яс­ня­ет­ся ма­лое упот­реб­ле­ние яку­та­ми на Ле­не ру­ни­че­ской пись­мен­но­сти. Но ру­ни­че­ская пись­мен­ность, как и дру­гие пись­мен­но­сти ми­ра, долж­на бы­ла обес­пе­чи­вать об­ще­ние с по­тус­то­рон­ним ми­ром. В Яку­тии ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние ру­ни­че­ско­го пись­ма в ре­ли­гии. Не­боль­шие ру­ни­че­ские над­пи­си упот­реб­ля­лись все­ми тюр­ка­ми в ма­ги­че­ских це­лях..."

https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/kultura/o-drevnosti-jazyka-naroda-saha-ili-poche.html


   
ОтветитьЦитата
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  

В статье Переваловой Е.В. приведен фрагмент челобитной кодских остяков на князя Дмитрия Алачева, которая датируется 1650 годом. На этом документе присутствуют два знака, которые выявлены также среди изображений на теле С.А.Золотарева [Зона 1]

Перевалова Е.В. Между кочек живущая женщина (Культ лягушки у обских угров) - 2010

Изображение: Фрагмент челобитной кодских остяков на князя Дмитрия Алачева. 1650 г.
(РГАДА. Ф. 214. Оп. 8. Д. 376. Л. 107об.)




   
ОтветитьЦитата
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  

Заклинание в изображение на охотничьем поясе. Ханты

При изучении местного этнографического материала, в частности объектов высокой сакральной значимости,  выявляются рунические знаки, как правило единичные или парные. Эти знаки не являются катпосом (тамгой), поскольку катпосы, то есть семейные знаки, с ними часто соседствуют и их не заменяют. Такие единичные знаки часто повторяют графический рисунок  древнетюркских рун и, как правило, могут быть дешифрованы с использованием правил дешифровки древнетюркской рунической письменности. Это особо ценное наблюдение при выполнении дешифровки рун, которые выявлены на теле С.А.Золотарева, так как таким образом может быть подтверждена правильность выполняемой дешифровки.

В.Андросовым [Андросов:2020] был опубликован пояс хантов, имеющий в качестве подвеса магический амулет из медвежьего клыка. На нем хорошо  выявляются два графических изображения, которые поддаются дешифровке по предложенному в исследовании методу:

Изображение; Пояс. Культура обских угров. Ханты Выявленное графический элемент, содержащий надпись атрибутируемую как руническое письмо выполненное древнетюркскими рунами


А-1-1-4-ДМ-1-Img-1

Изображение: Увеличенный фрагмент элемента пояса, содержащий руническую надпись


А-1-1-4-ДМ-1-Img-2

Изображение: Дешифровка рунической надписи на основании предлагаемого авторами метода


А-1-1-4-ДМ-1-Img-3

Таким образом, мы имеем руническую надпись заклинательного характера "творящую" зверя / богатую добычу и удачную охоту.
Интересным моментом является присутствие комплексного многосоставного знака ИЧЧИ и ОЙДА одновременно. Данный принцип мало применяется в буквенной письменности, поскольку делает не читаемым изображение, где буква только знак обозначающий звук, но имеет место в рунической письменности, где знак это не только звук, но и прибавочное заклинательное значение  дополнительно, что, по всей видимости, имеет место в графическом изображении [зона 1] на теле С.А.Золотарева, когда строчность расположения знаков была заменена их сложной пространственной комбинацией.

Подтверждение адекватности данного перевода (дешифровики надписи) мы находим в статье:
Каксина Е.Д., Бурыкин А.А. Представление о Громе и грозе в культуре казымских ханты . - Вестник угроведения - №2(21)  -  2015.

Авторами публикации приводится следующий рассказ:

"Первое предание: информант – Тоголмазова Е.К.
Мужчина-ханты пошёл в лес. Тут началась гроза. Гром гремит, молния сверкает.Мужчина отправился в сторону дома. И вдруг, откуда ни возьмись, к нему мужчина подбегает. Мужчина высокого роста, с мохнатыми глазами, нечеловеческого происхождения. Оказывается – это лесной Менгк, лесной великан. Просит у мужчины-ханты ремень с медвежьим клыком. Мужчине-ханты пришлось отдать свой ремень Великану. Тот взял ремень у мужчины-ханты и встал под сосной. Тут гроза незаметно отошла в сторону. Когда развеялась гроза, Лесной Великан подошел к мужчине ханты, вернул ремень и за то, что спас его от грозы, дает ему удачу на промысле."

Обращает на себя внимание присутствие следующих элементов в сакральном повествовании:
- лесное существо, которое может быть отнесено к области инобытия
- ремень с медвежьим клыком
- удача на промысле, как результат оказанной сущности инобытия услуге

Относительно использования слова  аналогичного якутскому ИЧЧИ (ИКИ) в языке манси/вогулов УЧЧИ
Знак присутствующий в [зона 2]

Данное слово отсутствует в современных словарях мансийского языка, однако при более внимательном изучении выявляется, что оно не только присутствует  как локальный текстовой вариант обозначения  духа / существа, имеющего отношения к инобытию, но и зафиксировано в источниках, компетентность авторов которых не вызывает сомнений.
Несмотря на то, что Чернецов В.Н. не вводит это слово в свой словарь мансийского языка (Чернецов В.Н. Чернецова И.Я. - Краткий мансийско-русский словарь - 1936)тем не менее, он упоминает, что данное слово использовалось манси по отношению к сакральным объектам и проводит параллели с аналогичным словом у ненцев.
Источник: Источники по этнографии Западной Сибири - [Полевые материалы В.Н.Чернецова] -  Томск: Изд-во Томского университета, 1987 - 284 с.


 

Тот же набор элементов мы видим и в руническом сочетании на поясе:
-  сущность инобытия обозначенная посредством рунического знака ИЧЧИ - "дух", "инобытийная сущность"
- мужской пояс с медвежьим клыком
- удача на промысле: ГЫН - "сотворить", ОЙДА - "лось" ("добыча")
Исходя из этого, точность дешифровки рунического сообщения можно считать  подтвержденной.


   
ОтветитьЦитата
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  

Из материалов доклада Н.И.Кузнецова Императорскому Русскому Географическому Обществу.
7 октября 1887 года.

В 1887 году по поручению Совета Императорского Русского Географического Общества Н.И.Кузнецов в течении лета занимался изучением растительности восточного склона Северного Урала в верховьях рек Лозьва и Сосьва. По результатам исследовательских работ 7 октября 1887 года на Общем Собрании Р.Г.О. им был сделан доклад "Природа и жители восточного склона Северного Урала".

 Н.И.Кузнецов отметил, что даже простые вогулы владеют простейшими способами визуальной фиксации информации, например могут записать сколько человек ночевало на стоянке и то, что они приплыли на лодках.



   
ОтветитьЦитата