Уведомления
Очистить все

А-1-1-4 -ДМ-1 (Данные о наличии у обских угров знаково-символических способов фиксации информации)

bestiarys
(@bestiarys)
Супер-модератор
А-1-1-4-ДМ-1 (Данные о наличии у обских угров
знаково-символических способов фиксации информации)
 
 
Авторы: bestiarys & Gustav917
 

Представленные в данном исследовании изображения имеют нанесенные защитные знаки. Это сделано с целью предотвращения их использования вне связи с иными графическими и текстовыми материалами версии Слезы Вишеры, что может повлечь за собой искажение их смысла. Авторы считают, что статус этих материалов в составе версии целиком должен быть определен как "общественное достояние"*, а отдельные материалы исследования должны рассматриваться и цитироваться только в общем контексте с указанием ссылки на данный источник.

* Статья 1282 ГК РФ. Переход произведения в общественное достояние
п 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

 

«При общении с коренными жителями иногда приходилось слышать, что знаками у них раньше никто специально не интересовался, хотя до сих пор люди, живущие на стойбищах, в деревнях, владеют знаниями и вспоминают, где можно увидеть рисунки и что они означают. Вместе с тем нужно признать: со второй половины ХХ века культура охотничьих рисунков постепенно утрачивается, встречающиеся на деревьях знаки довольно старые. Обычай использовать родовые
знаки в качестве подписи исчез с распространением образования и, соответственно, грамотности – также во второй половине ХХ века.»

Матюков А.К. Пиктография у обских угров [история изучения] - Северный регион [Наука, образование, культура] - 1(27)

 

 Г.И. Новицкий в начале XVIII века писал:
«В (место же) заемных писаний (в кабалах) иногда принуждены знамением неким руку свою подписать. Тогда употребляют сего обыкновения, имеють знамения некая: или взоры на руцех, или на нозех, яже в различные виды и черты черностию сице изображають еще здетска руце или нозе или на персех иглою до крови избодше сажею с иными утварими тако крепко натирают, яко сотрется до кончины его не может. И сих употребляют знамения яже вместо подписания рукою своею черты своя выписуют и заемная утверждают писания.»
Новицкий Г.И. «Краткое описание о народе остяцком» Григория Новицкого // Колумбы земли Русской: Сборник документальных описаний об открытиях и изучении Сибири, Дальнего Востока и Севера в XVII–XVIII вв. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1989.

 

В середине XIX века финский ученый А. Алквист, изучавший культуру обских угров отмечает:
«О том, что у угров не существует собственной письменности, я уже упоминал ранее. Однако след ее имеется в «подписях», которые частично используются, чтобы пометить движимую собственность (редко), частично же для подписывания решений общих собраний»
Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. – Томск: ТГУ, 1999.

 

Очень интересный текст зафиксирован С.К.Паткановым, который собирал фольклорный материал хантов/остяков. В одном из текстов сказаний:
«На гладком песке, намытом соровыми волнами, она написала: «К многочисленным мужам самоедской стороны меня увезли, ломая мне руки, ломая мне ноги... »
Патканов С.К. Сочинения в 2-х т. – Т. 1. Остяцкая молитва. – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999.

В неопубликованных трудах Г.Ф.Миллера (вторая четверть XVIII века) содержится сообщение о стреле со знаками. Это сообщение приводится П.Н. Буцинским. приводит найденное Г.Ф. Миллером сообщение о стреле со знаками сделанное воеводой Степаном Волынским в 1609 году:
«а на стреле нарезано одиннадцать шайтанов и поперек шайтанов резано-ж, а железо терто…»
Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – Харьков:Типография Губернского Правления, 1889.

 

В 1935 году С.В. Бахрушин:


Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI–XVII веках. – Л.: Изд-во института народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1935.

 

А.А. Дунин-Горкавич в Юганской волости отмечает практику использования деревянных брусков в качестве расписки:
«Обыкновенно, – пишет он, – на небольшом бруске делаются зарубки, число которых соответствует количеству взятых в заем предметов»
Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Этнографический очерк местных инородцев. В 3 т. – Т. 3. – М.: Либерея, 1996.

 

О практике использования таких брусков-бирок со знаками в 1880 году писал С. Соммье:
«Здесь, как в Лапландии, вместо письменных счетов используются деревянные бирки, на которых делаются зарубки по числу рублей, оленей или других предметов, принятых за денежную единицу, а также долг туземца. У торговца остается одна такая палочка, у туземца другая»
Соммье С. Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, татар, киргизов и башкир / Пер. с ит. А.А. Переваловой. – Томск: Изд-во Томского университета, 2012.

 

«Особое внимание стоит обратить на так называемые «медвежьи палочки» (бирки). В этнографическом музее «Торум Маа» хранится экспонат – медвежья палочка, которая датируется второй половиной ХХ века и представляет собой деревянный брусок длиной 52 см, с четырьмя гранями 3 на 3,5 см. На четырех сторонах бруска вырезано 39 знаков. Этим в высшей степени интересным предметам до сих пор специального исследования не посвящалось, хотя подобные палочки редкостью не являются и хранятся в ряде музеев Тюменской области.»
Матюков А.К. Пиктография у обских угров [история изучения] - Северный регион [Наука, образование, культура] - 1(27)

ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 08/05/2021 6:27 пп
bestiarys
(@bestiarys)
Супер-модератор

Почему тюркские, и в частности орхонские, руны читаются только на якутском языке?

"Пись­мен­ность соз­да­ет­ся боль­шим го­су­дар­ст­вом для об­ще­ния с на­се­ле­ни­ем. Для не­боль­шо­го пле­мен­но­го объ­е­ди­не­ния жи­ву­ще­го на изо­ли­ро­ван­ной тер­ри­то­рии пись­мен­ность не нуж­на для об­ще­ния ме­ж­ду людь­ми. Этим и объ­яс­ня­ет­ся ма­лое упот­реб­ле­ние яку­та­ми на Ле­не ру­ни­че­ской пись­мен­но­сти. Но ру­ни­че­ская пись­мен­ность, как и дру­гие пись­мен­но­сти ми­ра, долж­на бы­ла обес­пе­чи­вать об­ще­ние с по­тус­то­рон­ним ми­ром. В Яку­тии ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние ру­ни­че­ско­го пись­ма в ре­ли­гии. Не­боль­шие ру­ни­че­ские над­пи­си упот­реб­ля­лись все­ми тюр­ка­ми в ма­ги­че­ских це­лях..."

https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/kultura/o-drevnosti-jazyka-naroda-saha-ili-poche.html

ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 23/05/2021 5:58 дп
bestiarys
(@bestiarys)
Супер-модератор

В статье Переваловой Е.В. приведен фрагмент челобитной кодских остяков на князя Дмитрия Алачева, которая датируется 1650 годом. На этом документе присутствуют два знака, которые выявлены также среди изображений на теле С.А.Золотарева [Зона 1]

Перевалова Е.В. Между кочек живущая женщина (Культ лягушки у обских угров) - 2010

Изображение: Фрагмент челобитной кодских остяков на князя Дмитрия Алачева. 1650 г.
(РГАДА. Ф. 214. Оп. 8. Д. 376. Л. 107об.)



Это сообщение было изменено 4 месяца назад от bestiarys
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 23/05/2021 6:21 дп
Поделиться: