Уведомления
Очистить все

[Закреплено] ДМ-О-01 (Священные места. Отношение. Доступность. Охрана)

4 Посты
1 Пользователи
0 Likes
553 Просмотры
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  


СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА обских угров.
Отношение. Доступность. Охрана

В опубликованных воспоминаниях полевого этнографа Виктора Мальцева о своих контактах с северными манси (1970-1990-е), можно прочесть следующее:


[Мальцев:2016]

Приведенный фрагмент достаточно точно показывает тот уровень скрытости/запретности священных мест, даже от своих непосвященных, который является частью религиозной жизни северных манси.


   
ОтветитьЦитата
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  

В одном из своих писем к В.Мальцеву В.Л.Валдайских приводит следующий рассказ об охране манси священного места на Северном Урале  в районе горы Молебный камень, услышанный им от непосредственного участника событий, обозначенного к рассказе как "дед из Ивделя".
[Мальцев:2016]






   
ОтветитьЦитата
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  

Сергей ПОГОРЕЛОВ
в статье "В ХОЛОДНОЙ СЕВЕРНОЙ НОЧИ"

описывает уникальные съемки, которые проводились кинематографической группой в одном из действующих мансийских святилищ на Северном Урале , в Березовском районе ХМАО, при содействии писателя-манси, депутата Верховного Совета СССР Ю.Шесталова. Внимание автора [Погорелов:2006] обратила на себя скрытая силовая защита святилища, замаскированные самострелы, которые были заново взведены, когда действие было завершено:

"После съемок я увидел скрытые лучные самострелы, которые заново взводились."

* картинка кликабельна


 


   
ОтветитьЦитата
bestiarys
(@bestiarys)
Присоединился: 2 года назад
Сообщения: 63
Topic starter  


 Бахрушин С.В. Остяцские и вогульские княжества в XVI-XVII вв. 

На основе анализа имеющихся исторических источников: исторических записок, мемуаров, летописей, в 1935 году С.В.Бахрушин  [Бахрушин:1935] опубликовал обзорное историческое исследование, посвященное княжествам обских угров периода их расцвета.

Паллас ("Путешествие", 1788, ч. III, с.80-81) [Бахрушин:1935]

"Все места, божкам посвященные, отграничены от остяков или реками, или ручьями, или другими приметами, и таковые идолов дачи так у них хранимы, что без огорчения, по их мнению, божка владетель того места ни под какою нуждою ни травы сорвать, ни дерева срубить, ни за зверем гнаться ниже рыбы ловить, ниже в том месте воды напиться не смеет, и если кому мимо плять случится, то остерегается наивсевозмознийше, чтоб не поъезжать близко ."


[Бахрушин:1935]


[Бахрушин:1935]

  • Есть несколько интересных моментов, касающихся особенность функционирования святилищ у обских угров, которые были выявлены им:

государственный деятель (князь, представитель местной элиты) получал формальное право на управление соплеменниками в случае владения им сакральных артефактов, являющихся объектами поклонения;
религиозная значимость святилищ на данной территории как культовых центров сохранялась и после утраты этими территориями государственной самостоятельности;
ограниченность посещения сакральных территорий распространялась и на политическую элиту. Принадлежность к правящему клану/семье не означала свободный достоп на территорию сакрального объекта;
самовольное посещение священной территории влекло за собой наказание, вплоть до целенаправленного причинения смерти провинившегося;
убийство провинившегося носило характер позорящего наказания/казни, а не жертвоприношения.
практика наказания за несанкционированное посещение святилища "без должного права"распространялась и на представителей своего народа/ единоверцев.


   
ОтветитьЦитата