Уведомления
Очистить все

Транспортные и коммуникационные пути. Уровень освоения пространства манси /вогулами Верхнего Приобъя

bestiarys
(@bestiarys)
Супер-модератор

Транспортные и коммуникационные пути.
Уровень освоения пространства манси / вогулами Верхнего Приобъя

 

* для просмотра изображений в увеличенном масштабе щелкните мышкой и выберите "открыть в новой вкладке"

 

Материалы  исследований в области  организации пространственных и, соответственно, социальных, культурных и экономических  связей в районах  верхней Лозьвы, верховий Сосьвы и Пелыма говорят о необыкновенно развитой дорожной сети, наличии поставленных коммуникаций и, соответственно, постоянного общения между социальными группами, проживающими на смежных территориях, но относящихся к разным речным бассейнам. 

Такой дорожной сети могли позавидовать и центральные регионы  России / РСФСР. Формировалась дорожная сеть благодаря существованию оленеводства, преимущественно рассчитанного, в Сосьвинском  Приобъе на транспортную функцию. На основании изучения материалов профильных исследований становится очевидным, что как в зимний, так и в летний период времени манси имели возможность  достаточно легко перемещаться на достаточно значительные расстояния. Летом дорожная сеть существовала в качестве оленегонных троп от зимних стационарных поселений к горным пастбищам, а в зимний период времени - это были дороги, связывающие между собой поселения, большие и маленькие. По ним ездили в гости, на праздники, навещали родственников. Никакой проблемы с коммуникацией не существовало.

Источник: Абрамов  И.В. Оленеводство как стратегия жизнеобеспечения манси [факторы возникновения и угасания] - 2017

 

 

Хорошо видно, что между Бурматово, Усть-Манья, Няксимволем и далее на север и юг существует развитая зимняя дорожная сеть как локальная, на уровне местных связей, так и осевая (линейная) связывающая между собой крупные поселения

Особенности оленеводства и организации коммуникации у манси Лозьвы, Сосьвы, Пелыма подробно рассматриваются в статье Абрамова И.В..

Источник: Абрамов  И.В. Оленеводство как стратегия жизнеобеспечения манси [факторы возникновения и угасания] - 2017 (приведена не вся статья, а отдельные цитаты, имеющие отношения к вопросом организации коммуникаций, социальных связей и дорог)

В другой  своей работе И.В.Абрамов пишет:

"Зафиксированные при землеустройстве 1930 - х гг. маршруты отгонного оленеводства в Сосьвинском Приобье  четко оформились, вероятно, только в XIX в. Практически каждая деревня (юрта) по Северной Сосьве пробила до гор собственную оленную тропу (рисунок 1).За селениями закрепились конкретные хребты и урочища, естественными границами служили седловины и реки, рассекающие горы. Отстоящие далеко от Урала селения передавали оленей на попечение приуральским пастухам. Отгонные тропы имели субширотное простирание, в то время как главные зимние дороги края вели вдоль Урала или по руслу крупных рек. Таким образом, в приуральской тайге в XIX в. возникла довольно густая сеть оленных дорог и троп, труднопроходимых иным способом.

В гольцовой зоне Уральских гор также сформировались стабильные миграционные маршруты перегонов стад по пастбищам с апреля по октябрь (рисунок 2). Много летние санные маршруты вдоль хребтов привели к появлению «коридоров» в зоне редколесья.«Одним словом, дороги, называемыми оленьими, в полном смысле слова удобно проходимы единственно для одних оленей: камни, крутизны, кочки, чащи леса, кусты, топи и проч. непрепятствуют их проезду» (Юрьев, 1852: 76). Оленные дороги стали важной частью ландшафта, не зарастая в тайге, даже если ими переставали пользоваться – сказывался эффект многолетнего вытаптывания копытами дерна. Наиболее интенсивно используемый оленеводами Ляпинский Урал к  1920-м годам оказался «значительно нарушен пастьбой»(Алешков, 1929: 66)"

"В 1930-е гг. система отгонного оленеводства на Северном Урале меняется в ходе раскулачивания оленеводов, обобществления поголовья и модернизации сельского хозяйства. Избежали коллективизации только манси верховий Лозьвы, оставшись в массе охотниками-частниками."

Абрамов И.В. Отгонное оленеводство в горах Северного Урала: история , маршруты и этносоциальное значение // Материалы докладов школы -конференции «Природные и исторические факторыформирования современных экосистем Среднего и Северного Урала» 13-17 марта 2017, пос.  Якша Республика Коми . –  Якша: изд-во Печоро-Илычского зап-ка, 2017. – 170 с.[Электронное издание]

Интересна в плане понимания освоенности пространства и его доступности для местных жителей калька, снятая И.В.Абрамовым с архивного документа: Фрагмент землеустроительной карты Березовского района Остяко-Вогульского нац.округа с нанесенными отгонными тропами в горы Урала от мансийских селений по Северной Сосьве, 1934 // ГАХМАОФ.43. Оп.1. Д.76

 

 

Из приведенных выше данных, полученных на основании документальных свидетельств, прямо следует, что в зимний период времени никакой проблемы с передвижениями манси на территориях Верхней Лозьвы, Верхней Сосьвы, Пелыма и более мелких рек, составляющих их бассейн, не было. Более того, зимний период времени - это было время активного передвижения по санным путям, которые существовали, были освоены и хорошо функционировали.

ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 17/09/2020 5:13 пп
Gustav917 лайков
Поделиться: