Уведомления
Очистить все

Могли ли дятловцев принести в жертву?

bestiarys
(@bestiarys)
Супер-модератор

Могли ли дятловцев принести в жертву?

Возможность человеческого жертвоприношения у обских угров:

достоверные факты, компетентные мнения, аналитические заметки

 

      Об обских уграх (манси/вогулах, хантах/остяках) как причине гибели группы Дятлова говорилось и продолжает говориться достаточно много. Чаще всего в качестве прорабатываемой версии версии выступает одна, достаточно экзотичная, а потому будоражащая умы и воображение – это версия, что они выступили в качестве жертвы в обряде жертвоприношения со стороны обских угров (манси или  ханты) и это жертвоприношение представляло собой цепь обрядово-ритуальных действий, то есть, по сути, было ритуальным убийством.
      Каким бы экзотичным не казалась данное предположение, необходимо признать, что есть ряд косвенных признаков, которые могут служить обоснованием данной точки зрения:
 - объём и характер повреждений на телах, зафиксированный материалами УД;
 - реальное присутствие обских угров в локализованной зоне трагедии;
 - особенности культуры и религии обских угров, включающих в себя элементы широкой анимизации пространства и первобытного пантеизма, следовательно, в свободной трактовке предполагающих факт осуществившегося жертвоприношения, возможность непреднамеренного осквернения дятловцами какого-либо природного сакрального объекта;
 - религиозно-культовые действия отличающиеся ярким своеобразием и предполагающие в качестве культурной нормы исполнение языческих ритуалов, в том числе связанных с жертвоприношением животных.
      Всё это, а так же особенности сакральной культуры обских угров отличающейся стабильностью и крайней закрытостью, приводит к тому, что жизненные реалии смешиваются с домыслами, фантазиями, примитивными реконструкциями, необоснованными экстраполяциями ритуально-обрядовой практики иных народов и народностей, создавая пугающее нечто, что и служит на первый взгляд убедительным «обоснованием» совершения обскими уграми человеческого жертвоприношения в котором, в качестве жертвы выступили члены группы Дятлова.

      В тоже время:
 - каким бы скрытым не было явление, у него всегда есть внешние проявление. Между тем те, кто предполагает что имел место обряд человеческого жертвоприношения, не могут привести ни одного достоверного примера из материалов по культуре обских угров (манси/вогулы, ханты/остяки), относящегося к новому или новейшему времени, в которых бы имел место доказанный факт человеческого жертвоприношения. Возникает естественный вопрос: Если человеческие жертвоприношения происходили, хотя бы эпизодически, то где доказательства их наличия?
 - предположим, что они представляли собой особо скрываемый секретный обряд высшего уровня сакральности. Тогда данные о них должны существовать по принципу «черной дыры» -  непосредственного фактологического материала нет, но все внешние проявления указывают на наличие этого явления. Оно есть в мифах и легендах, оно существует в песнях и сказаниях, в быличках и поучениях. Возникают естественные вопросы: А есть ли что-то подобное у обских угров? И если есть, то как именно оно описывается?
 - что можно считать достоверными сведениями о наличии практики человеческих жертвоприношений? Ведь в какой-то момент рассказы, побывальщины, слухи начинают замещать подлинные факты или искажать их смысл. Или поменяться схожими явлениями из других культур. Что является «фактом», фиксирующей реальность происходящего, а когда реальность оказывается искажена домыслами, фантазиями и предположениями? То есть всем тем, что сначала достраивает реальность в качестве гипотезы, а потом просто замещает ее.

      Цель данной темы одна - выявить аргументы ЗА и ПРОТИВ наличия человеческих жертвоприношений у обских угров и ответить на вопрос:  Насколько правомерным является утверждение, что в отношении туристов группы Дятлова представителями культуры обских угров могли быть совершены действия определяемые как человеческое жертвоприношение и, если это так, то какими внешними проявлениями эти действия должны были сопровождаться. Это очень узкая тема, тема-частность. Но достоверные ответы на поставленные вопросы могут существенно помочь в расследовании причин трагедии 1959 года.

      Поскольку основная цель не что-то доказать или опровергнуть на основании личного убеждения, а постараться докопаться до истины, то при размещении материалов будут соблюдаться следующие требования:
 - максимальная достоверность и проверяемость источника, сопровождаемая как можно более полным его описанием, включая библиографическое, дабы исключить фантазирование, искажение и домыслы;
 - приоритет сведений относящихся к полевым материалом этнографов, исторических свидетельств, свидетельств представителей культуры обских угров (в том числе фольклорных);
 - приоритет выводов, полученных учеными и опубликованных с соблюдением всех формальностей. Только так недостоверность сводится к минимуму. Другие источники информации, так же должны давать возможность повторной проверки их достоверности:
 - не допустимость экстраполяции, то есть произвольное отожествление форм чужой  культуры к обским уграм не относящейся, на реальную сакральную практику манси и хантов;
 - привлечение теоретического материала обязательно предполагает его общепризнанность на научном уровне с обязательными ссылками на автора и источник (и никак иначе )) );

       Поскольку материал ищется и продолжает находиться, то нет никакой возможности его пока структурировать, да и особой необходимости в этом нет. Чем разнообразней источники и факты, тем проще дойти до истины, поскольку сепарирование приводит к тенденциозности.

      Может быть какие-то факты есть у Вас? Возможно, Вы владеете какой-то информацией? Присоединяйтесь к обмену фактами, свидетельствами, мнениями. Только таком образом можно установить истину.

 

НАУЧНЫЕ И ИНЫЕ ДОСТОВЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

https://www.group1959.com/forum/библиография/библиография-текстовые-источники/#post-23

https://www.group1959.com/forum/библиография/библиография-электронные-ресурсы/#post-24

ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 23/09/2020 3:44 пп
bestiarys
(@bestiarys)
Супер-модератор

Текст в художественном произведении писателя-манси Ювана Шесталова, повествующем о мальчике - ученике шамана:

"А соседей было много. Всех согнали на берег большой реки. Там стояла большая огненная лодка — пароходов этой огненной лодке люди с ружьями ходили. «Нет большой охоты летом. Зачем же тогда оружие людям? Неужели на земле стало мало зверей пушистых? Зачем же люди стали охотиться друг за другом? Неужели весело глядеть, как разрывают грудь и вынимают сердце?! К чему это игрище затеяно?! Неужели боги так упали, что стали просить в жертву человека?!» — думал в смятении Солвал. Резвыми оленями скакали мысли, копытами острыми стучались в душу, давили сердце тяжелыми полозьями…"

[Шесталов:1987] - Шесталов, Юван Николаевич Когда качало меня солнце [Электронный ресурс] // Тайна Сорни-Най: Повести

ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 24/09/2020 1:26 дп
bestiarys
(@bestiarys)
Супер-модератор

Жутковатое повествование о человеческом жертвоприношении содержится в классическом фольклорном источнике "Героический эпос манси (вогулов) : Песни святых покровителей (сборник под ред. Е.И.Ромбандеевой). В песне "Мир Суснэ Хум - Торума сын, песня о его росте" повествуется о мальчике, который был отдан родителями на воспитание чужим людям. Они его подарили своему другу. Тот перепродал врагу. И вот мальчик предназначается в жертву верховному божеству, Торуму. Причем пожертвованы должны быть его глаза и язык...

Полный текст источника приводится ниже. *

* чтобы увеличить изображение, пожалуйста, щелкните мышкой и выберете "Открыть в отдельном окне"

Источник: [Ромбандеева:2010] - 3.Мир Суснэ Хум - Торума сын, песня о его росте [Текст] // Ромбандеева Е.И. Героический эпос манси (вогулов) : Песни святых покровителей / Е.И.Ромбандеева. (Опубликованный текст содержит фольклорные материалы, который  были собраны А.Регули и Б.Мункачи с 1843 по 1889гг.)

 

 

 

 

Текст:

. Мир Суснэ Хум - Торума Сын,
песня о его росте
«Отца маленький сын, отца милый,
Матери маленький сын, матери милый -
В будущем человеческая долгая жизнь установится,
На своих ногах стоящий человек
5 Каким образом устоит? [от его могучей силы]
Мы сами отдадим его в руки другому,
В руках другого он спокойным вырастет!»
Отец и мать его отдали [каким-то] дедушке-бабушке.
Долго держат его, коротко ли держат его,
10 К ним пришел их друг, Сын Русского богатыря.
Они за одним столом едят, пьют; и вот
Сын Русского богатыря говорит:
«Дорогой друг! Продай мне этого мальчонку,
Какую цену попросишь, проси!»
15 «Дорогой друг! Мне никакой цены не надобно;
Между друзьями какая может быть цена? -
Если нужен мой мальчик, вези за так!»
Отца маленький сын, отца милый,
Матери маленький сын, матери милый -
20 Вот и увез его Сын Русского богатыря.
Вот и приехали туда, к другу.
Мальчика держат у порога,
Его друг свои грязные помои
На него выплескивает.
25 В таком содержании долго был, коротко был,
Нёхсын Ёрын к Русскому Другу приехал.

Нёхсын Ёрын с другом едят, пьют.
И вот друг его говорит:
«Дорогой друг! Ты продай мне этого мальчонку!
30 Какую цену попросишь, проси!» -
«Дорогой друг! Мне никакой цены не надобно;
Между друзьями какая может быть цена? -
Если нужен мой мальчик, вези за так!»
Отца маленький сын, отца милый,
35 Матери маленький сын, матери милый -
И вот его друг Нёхсын Ёрын увез.
Долго ехали, коротко ли ехали,
Показалась деревня.
Кольцо тридцатисаженного железного аркана
40 Накинули на его шею,
Столкнули его с нарты,
Конец тридцатисаженного железного аркана
Привязали к ножке нарты.
Туда-сюда по обочине дороги
45 На конце тридцатисаженного железного аркана,
Как пёстрый глухарь, хорошо ныряющий,
Так и он ныряет [в снег]!
Дети деревни смеются:
«Наш дорогой хозяин три года тому назад обещанного
50 Оленёнка годовалого, вот достал!»
На конце деревни
Из домика, величиной со скорлупу ореха,
Выглянули жена и муж:
«Дети! Над чем вы смеетесь?»
55 «Вон наш дорогой хозяин три года тому назад обещанного
Оленёнка годовалого, вот достал!» -
«Вашим хозяином [этот] три года тому назад обещанный

Оленёнок годовалый семь городищ вашего хозяина по Казыму
Как бы не засыпал брёвнами их сзади,
60 Как бы не засыпал бревнами их спереди*!»
И хозяин, и ребёнок доехали до городища,
На стоянке нарт они остановились.
Хозяин ребёнку говорит:
«Ты, ребёнок, карауль нарту!»
65 Хозяин зашел в дом,
Ходил, пока варится ледяная рыба,
Ходил, пока варится снегом [покрытая] рыба,
Вышел на улицу, дальше поехали.
Долго ехали, коротко ли ехали,
70 Где-то вышли к поляне,
Смотрят вдаль: виднеется деревня.
Кольцо тридцатисаженного железного аркана
Накинули на шею ребёнка,
Столкнули его с нарты,
75 Конец тридцатисаженного железного аркана
Привязали к ножке нарты.
По обочине дороги
Как пёстрый глухарь хорошо ныряющий,
Так и он ныряет [в снег]!
80 Дети деревни смеются:
«Наш дорогой хозяин три года тому назад обещанного
Олененка годовалого, вот достал!»
На конце деревни
Из домика, величиной со скорлупу ореха,
85 Выглянули жена и муж:
«Дети! Над чем вы смеётесь?»
«Вон наш дорогой хозяин три года тому назад обещанного

Оленёнка годовалого, вот достал!»«Вашим хозяином [этот] три года тому назад обещанный
90 Оленёнок годовалый семь городищ вашего хозяина по Казыму
Как бы не засыпал бревнами их сзади,
Как бы не засыпал бревнами их спереди!»
Дошли до остановки нарт, там остановились.
Хозяин ребенку говорит:
95 «Ты, ребёнок, карауль нарту!»
Хозяин зашел в дом,
Ходил, пока варится ледяная рыба,
Ходил, пока варится снегом [покрытая] рыба,
Вышел на улицу, дальше поехали.
100 Долго ехали, коротко ли ехали,
Показалось городище, где живет хозяин.
Туда приехали, оленей на волю отпустили,
Зашли в дом, легли спать.
Назавтра встали. Тридцатисаженный железный аркан
дали ребёнку. Хозяин говорит: «Иди, сходи на пастбище
[оленей], моих двух зверей*, [цвета] глаз сороки, глаз ворона,
поймай!» Ребёнок дошел до поляны в верховье Казыма. Зашел
в [середину] большого стада: два зверя [цвета] глаз сороки,
глаз ворона, рядышком копают [снег]. Он собрал [в
круги] тридцатисаженный железный аркан, [закинул], те
звери разом попались. Поймал их, привязал их, повел домой.
Пришел, дети говорят: «[Цвета] глаз сороки, глаз ворона, два
твоих [хозяин] зверя вот пойманы». Хозяин говорит: «Когда
я соберусь куда-нибудь срочно ехать, [мои] Нёхсын Ёрына
слуги-сыновья долгую неделю гоняют [тех оленей], славную
неделю гоняют, лишь потом только их поймают; - а ему [ребёнку]
где там поймать?!» Дети говорят: «Правда, мальчик на
самом деле их поймал». Хозяин выглянул на улицу: и правда

пойманы. [Хозяин] ребёнку говорит: «Запрягай!» Ребёнок начал
их запрягать. Недоуздок от вожжей привязал к хвостику
оленя, лямку (оленя) привязал к заду туловища, подбрюшник
прикрепил между передних ног [оленя]. Хозяин вышел на
улицу, оказывается, плохо запряжены [олени]. Взял выбивалку
из бивня мамонта, ребёнка избил до полусмерти, бросил
[во дворе] в мусорную кучу. Этот человек сыновьям говорит:
«Дети! Мы немного погодя место поклонения Богу наладим,
нежный язык [этого мальчика] принесите мне, один нежный
глаз [его] мне принесите!» Они отправились на место поклонения
Богу. После того, как они ушли, ребёнок со слезами
поднялся с места, пошел вперёд.
Чувствует, его ноги что-то скользят.
105 Находит на ногах:
Две лыжи, покрытые белым камусом лосихи.
Находит на себе:
Когда-то успел надеть мелкоячеистую кольчугу.
Сзади между лопаток что-то чувствуется;
110 Вот обнаружил:
Семь стрел в колчане,
Оказались между его лопаток.
Направил взгляд на левую руку:
Железом отделанный, укреплённый лук оказался.
115 Направил взгляд на правую руку:
С серебряным концом сабля оказалась.
Между деревьев с острыми вершинами зашагал...
Так шагая,
Нашел зверей, место с семью лосями.
120 Одной запущенной стрелой
Он нанизал всех, как осенних рыб на хорошую палку.
Он нанизал всех, как весенних рыб на хорошую палку.

Пошел дальше,
Нашел стадо самцов с семью самцами.
125 Одной запущенной стрелой
Он нанизал всех, как осенних рыб на хорошую палку.
Он нанизал всех, как весенних рыб на хорошую палку.
Затем пошел дальше,
В верховья Казыма Нёхсын Ёрына,
130 К его Божьему молебному месту пришёл.
Столбы Божьего молебного места вдребезги разрубил,
По проторенной за соболем дороге направился к берегу.
Вниз [по реке] идет,
Нашёл сына хозяина Нёхсын Ёрына.
135 Саблей на мелкие кусочки его изрубил,
Его язык вырезал,
Один глаз вырезал,
Язык и глаз нанизал на одно остриё,
Теперь он пришел к его отцу, Нёхсын Ёрыну.
140 Положил на его колени язык и глаз его сына.
Семь городищ по Казыму сзади забросал бревнами,
Семь городищ по Казыму спереди забросал бревнами.
Затем пришел к Сыну Русского богатыря
Его городища сзади тоже забросал бревнами,
145 Его городища спереди тоже забросал бревнами.
Затем пришел к своему деду,
Дед говорит: «Внучек, ты пришел?» -
«Пришел». - Затем убил этого деда.
И вот пришел в город отца Нуми Торума,
150 Затем в дом отца Нуми Торума [зашёл].
Отец говорит: «Сыночек, пришел?» - «Пришел!»

 

Это сообщение было изменено 1 год назад 4 раз от bestiarys
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 24/09/2020 2:38 дп
bestiarys
(@bestiarys)
Супер-модератор

Исходя из материала "3.Мир Суснэ Хум - Торума сын, песня о его росте" можно выделить следующие существенные моменты, касающиеся человеческого жертвоприношения, которое во всех подробностях описано в сакральном повествовании. Это повествование читалось на праздниках, было частью ритуальных действий, словом обладало очень высоким, практически законодательным статусом.

Итак, максимально коротко и по пунктам:
 - сказание подчеркивает, что мальчик был свободным. Его родители не продали и не подарили, а передали чужим дедушке и бабушке на воспитание. То есть, не на него права не имели;
 - старик дарит мальчика своему русскому другу. То есть совершает двойное преступление - отдает инородцу и распоряжается жизнью свободного человека как своей собственностью;
 - "русский друг" тоже совершает два преступления - он превращает подарок в раба и отдает его ненцу, то есть представителю народности, которая враждовала с обскими уграми, практически передает в руки врага;
 - соответственно, ни первый, ни второй, ни третий не имели право на принесение этой жертвы. О чем повествует сказание, благодаря постоянно повторяющемуся мотиву предупреждения ненца, что не надо делать то, что он задумал;
 - фигура потенциального жертвователя человека показана в отрицательно. Он избивает ребенка, тащит его на металлическом аркане, заставляет ждать в сугробе пока приготовится еда и т.д. Словом тот, кто собирается принести в жертву человека никакого сочувствия не вызывает, скорее наоборот. То есть уже на этом этапе повествование открыто декларирует свое отрицательное отношение к человеческому жертвоприношению. Заметим, сакральное повествование, которое должно создавать стереотип поведения;
 - ненец проявил несправедливость - мальчик справился с очень сложным заданием, а он его наказал. Словом тот, кто собирается жертвовать человека, хорошим быть не может ));
 - жертвенные действия описаны как изъятие языка и глаза (возможно глаз, поскольку парные органы у манси/вогулов обозначаются одним словом);
 - в этот момент и происходит вмешательство Торума, того, кому предназначалась жертва. Мальчик получает всё - силу, снаряжение, оружие. И наступает час расплаты. Города того, кто собрался жертвовать не принадлежащего ему человека, разрушаются, оленьи стада уничтожаются, дети убиваются. Словом, даже думать не стоит о том, что замыслил жертвователь, а то гнев Торума будет страшен;
 - убив того, кому собственно поручалось непосредственное жертвоприношение, читай изъятие глаз и отрезание языка, его язык и глаз, нанизав их на палочку,мальчик приносит его отцу, заказчику жертвоприношения и бросает их в назидание ему на колени. Заметим, не ест сам и в жертву Торуму не приносит;
 - в повествовании однозначно подчеркивается, что что незадачливых жертвователей человека просто убили,а не принесли в жертву Торуму на вполне законных основаниях, поскольку мальчик был его сыном;
 - убивается также старик, изначально подаривший ему не принадлежащее "русскому другу". Именно убивается, а не приносится в жертву.

Вывод однозначен: обские угры относились  к человеческому жертвоприношению отрицательно, считая его уделом нелюдей, то есть своих врагов. Так же они относились отрицательно к попытке оперировать тем, что не принадлежало по праву владения, считая такое действие преступлением.

Это сообщение было изменено 1 год назад 3 раз от bestiarys
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 24/09/2020 5:04 дп
Поделиться: